Главная » Статьи » Операционные системы » Общее |
Генерация стабов
Стабы могут генерироваться либо вручную, либо автоматически. В первом случае программист использует для генерации ряд вспомогательных функций, которые ему предоставляет разработчик средств RPC. Программист при этом способе получает большую свободу в выборе способа передачи параметров вызова и применении тех или иных примитивов передачи сообщений, однако этот способ связан с большим объемом ручного труда. Автоматический способ основан на применении специального языка определения интерфейса (Interface Definition Language, IDL). С помощью этого языка программист описывает интерфейс между клиентом и сервером RPC. Описание включает список имен процедур, выполнение которых клиент может запросить у сервера, а также список типов аргументов и результатов этих процедур. Информация, содержащаяся в описании интерфейса, достаточна для выполнения ста-бами проверки типов аргументов и генерации вызывающей последовательности. Кроме того, описание интерфейса содержит некоторую дополнительную информацию, полезную для оптимизации взаимодействия стабов, например каждый аргумент помечается как входной, выходной или играющий и ту, и другую роли (входной аргумент передается от клиента серверу, а выходной — в обратном направлении). Интерфейс может включать также описание общих для клиента и сервера констант. Необходимо подчеркнуть, что обычно интерфейс RPC включает не одну, а некоторый набор процедур, выполняющих взаимосвязанные функции, например функции доступа к файлам, функции удаленной печати и т. п. Поэтому при вызове удаленной процедуры обычно необходимо каким-то образом задать нужный интерфейс, а также конкретную процедуру, поддерживаемую этим интерфейсом. Часто интерфейс также называют сервером RPC, например файловый сервер, сервер печати. После того как описание интерфейса составлено программистом, оно компилируется специальным IDL-компилятором, который вырабатывает исходные модули клиентских и серверных стабов для указанных в описании процедур, а также генерирует специальные файлы-заголовки с описанием типов процедур и их аргументов. Генерации исходных модулей и файлов-заголовков стабов выполняются для конкретного языка, программирования, например для языка С. После этого исходные модули интерфейса могут включаться в любое приложение наряду с любыми другими модулями как написанными программистом, так и библиотечными, компилироваться и связываться в исполняемую программу стандартными средствами инструментальной системы программирования. Формат сообщений RPC Механизм RPC оперирует двумя типами сообщений: сообщениями-вызовами, с помощью которых клиент запрашивает у сервера выполнение определенной удаленной процедуры и передает ее аргументы; сообщениями-ответами, с помощью которых сервер возвращает результат работы удаленной процедуры клиенту. С помощью этих сообщений реализуется протокол RPC, определяющий способ взаимодействия клиента с сервером. Протокол RPC обычно не зависит от транспортных протоколов, с помощью которых сообщения RPC доставляются по сети от клиента к серверу и обратно. При использования в сети стека протоколов TCP/IP это могут быть протоколы TCP или UDP, в локальных сетях часто ис1 пользуется также NetBEUI/NetBIOS или IPX/SPX. Типичный формат двух типов сообщений, используемых RPC, показан на рис. Тип сообщения позволяет отличить сообщения-вызовы от сообщений-ответов. Поле идентификатора удаленной процедуры в сообщении-вызове позволяет серверу понять, вызов какой процедуры запрашивает в сообщении клиент (процедуры идентифицируются не именами, а номерами, которые при автоматической генерации стабов присваивает им IDL-компилятор, а при ручной — программист). Поле аргументов имеет переменную длину, определяемую количеством и типом аргументов вызываемой процедуры. В поле идентификатора сообщения помещается порядковый номер сообщения, который полезен для обнаружения фактов потерь сообщений или прихода дубликатов сообщений. Кроме того, этот номер позволяет клиенту правильно сопоставить полученный от сервера ответ со своим вызовом в том случае, когда ответы приходят не в том порядке, в котором посылались вызовы. Идентификатор клиента нужен серверу для того, чтобы знать, какому клиенту нужно отправить результат работы вызываемой процедуры. Это поле может также использоваться в процедурах аутентификации клиента, если эти процедуры предусмотрены протоколом RPC. Поле статуса и результата в сообщениях-ответах позволяют серверу сообщить клиенту об успешном выполнении удаленной процедуры или же о том, что при попытке выполнения процедуры была зафиксирована ошибка определенного типа. Сервер может столкнуться с различными ситуациями, препятствующими нормальному выполнению процедуры. Такие ситуации могут возникнуть еще до выполнения, так как клиенту может быть не разрешено выполнять данную процедуру, клиент может неправильно сформировать аргументы процедуры, клиентом могут использоваться версии интерфейса, не удовлетворяющие сервер, и т. п. Выполнение процедуры также может привести к ошибке, например связанной с делением на ноль. Все эти ситуации должны корректно обрабатываться стабом клиента и соответствующие коды ошибок должны передаваться в вызывающую процедуру. Для устойчивой работы серверов и клиентов RPC необходимо каким-то образом обрабатывать ситуации, связанные с потерями сообщений, которые происходят из-за ошибок сети (эти ошибки транспортные протоколы пытаются компенсировать, но все равно некоторая вероятность потерь все же остается) или же по причине краха операционной системы и перезагрузки компьютера (здесь транспортные протоколы исправить ситуацию не могут). Протокол RPC использует в таких случаях механизм тайм-аутов с повторной передачей сообщений. Для того чтобы сервер мог повторно переслать клиенту потерянный результат без необходимости передачи от клиента повторного вызова, в протокол RPC иногда добавляется специальное сообщение — подтверждение клиента, которое тот посылает при получении ответа от сервера. Связывание клиента с сервером Рассмотрим вопрос о том, как клиент узнает место расположения сервера, которому необходимо послать сообщение-вызов. Процедура, устанавливающая соответствие между клиентом и сервером RPC, носит название связывание (binding). Методы связывания, применяемые в различных реализациях RPC, отличаются: способом задания сервера, с которым хотел бы быть связанным клиент; способом обнаружения сетевого адреса (места расположения) требуемого сервера процессом связывания; стадией, на которой происходит связывание. Метод связывания тесно связан с принятым методом именования сервера. В наиболее простом случае имя или адрес сервера RPC задается в явной форме, в качестве аргумента клиентского стаба или программы-сервера, реализующей интерфейс определенного типа. Например, можно использовать в качестве такого аргумента IP-адрес компьютера, на котором работает некоторый RPC-сервер, и номер TCP/UDP порта, через который он принимает сообщения-вызовы своих процедур. Основной недостаток такого подхода — отсутствие гибкости и прозрачности. При перемещении сервера или при существовании нескольких серверов клиентская программа не может автоматически выбрать новый сервер или тот сервер, который в данный момент наименее загружен. Тем не менее во многих случаях такой способ вполне приемлем и ввиду своей простоты часто используется на практике. Необходимый сервер часто выбирает пользователь, например путем просмотра списка или графического представления имеющихся в сети разделяемых файловых систем (набор этих файловых систем может быть собран операционной системой клиентского компьютера за счет прослушивания широковещательных объявлений, которые периодически делают серверы). Кроме того, пользователь может задать имя требуемого сервера на основании заранее известной ему информации об адресе или имени сервера. Подобный метод связывания можно назвать полностью статическим. Существуют и другие методы, которые являются в той или иной степени динамическими, так как не требуют от клиента точного задания адреса RPC-сервера, вплоть до указания номера порта, а динамически находят нужный клиенту сервер. Динамическое связывание требует изменения способа именования сервера. Наиболее гибким является использование для этой цели имени RPC-интерфейса, состоящего из двух частей: типа интерфейса; экземпляра интерфейса. Тип интерфейса определяет все характеристики интерфейса, кроме его месторасположения. Это те же характеристики, который имеются в описании для IDL-компилятора, например файловая служба определенной версии, включающая процедуры open, close, read, write, и т. п. Часть, описывающая экземпляр интерфейса, должна точно задавать сетевой адрес сервера, который поддерживает данный интерфейс. Если клиенту безразлично, какой сервер его будет обслуживать, то вторая часть имени интерфейса опускается. Динамическое связывание иногда называют импортом/экспортом интерфейса: клиент импортирует интерфейс, а сервер его экспортирует. В том случае, когда для клиента важен только тип интерфейса, процесс обнаружения требуемого сервера в сети с экземпляром интерфейса определенного типа может быть построен двумя способами: с использованием широковещания; с использованием централизованного агента связывания. Эти два способа характерны для поиска сетевого ресурса любого типа по его имени, они уже рассматривались в общем виде в подразделе «Способы адресации» раздела «Механизм передачи сообщений в распределенных системах». Первый способ основан на широковещательном распространении по сети серверами RPC имени своего интерфейса, включая и адрес экземпляра. Применение этого способа позволяет автоматически балансировать нагрузку на несколько серверов, поддерживающий один и тот же интерфейс, — клиент просто выбирает первое из подходящих ему объявлений. Схема с централизованным агентом связывания предполагает наличие в сети сервера имен, который связывает тип интерфейса с адресом сервера, поддерживающего такой интерфейс. Для реализации этой схемы каждый сервер RPC должен предварительно зарегистрировать тип своего интерфейса и сетевой адрес у агента связывания, работающего на сервере имен. Сетевой адрес агента связывания (в формате, принятом в данной сети) должен быть известным адресом как для серверов RPC, так и для клиентов. Если сервер по каким-то причинам не может больше поддерживать определенный RFC-интерфейс, то он должен обратиться к агенту и отменить свою регистрацию. Агент связывания на основании запросов регистрации ведет таблицу текущего наличия в сети серверов и поддерживаемых ими RFC-интерфейсов. Клиент RFC для определения адреса сервера, обслуживающего требуемый интерфейс, обращается к агенту связывания с указанием характеристик, задающих тип интерфейса. Если в таблице агента связывания имеются сведения о сервере, поддерживающем такой тип интерфейса, то он возвращает клиенту его сетевой адрес. Клиент затем кэширует эту информацию для того, чтобы при последующих обращениях к процедурам данного интерфейса не тратить время на обращения к агенту связывания. Агент связывания может работать в составе общей централизованной справочной службы сети, такой как NDS, X.500 или LDAP (справочные службы более подробно рассматриваются в следующей главе). Описанный метод, заключающийся в импорте/экспорте интерфейсов, обладает высокой гибкостью. Например, может быть несколько серверов, поддерживающих один и тот же интерфейс, и клиенты распределяются по серверам случайным образом. В рамках этого метода становится возможным периодический опрос серверов, анализ их работоспособности и, в случае отказа, автоматическое отключение, что повышает общую отказоустойчивость системы. Этот метод может также поддерживать аутентификацию клиента. Например, сервер может определить, что доступ к нему разрешается только клиентам из определенного списка. Однако у динамического связывания имеются недостатки, например дополнительные накладные расходы (временные затраты) на экспорт и импорт интерфейсов. Величина этих затрат может быть значительна, так как многие клиентские процессы существуют короткое время, а при каждом старте процесса процедура импорта интерфейса должна выполняться заново. Кроме того, в больших распределенных системах может стать узким местом агент связывания, и тогда необходимо использовать распределенную систему агентов, что можно сделать стандартным способом, используя распределенную справочную службу (таким свойством обладают службы NDS, X.500 и LDAP). Необходимо отметить, что и в тех случаях, когда используется статическое связывание, такая часть адреса, как порт сервера интерфейса (то есть идентификатор процесса, обслуживающего данный интерфейс), определяется клиентом динамически. Эту процедуру поддерживает специальный модуль RPCRuntime, называемый в ОС UNIX модулем отображения портов (portmapper), а в ОС семейства Windows — локатором RFC (RPC Locator). Этот модуль работает на каждом сетевом узле, поддерживающем механизм RPC, и доступен по хорошо известному порту TCP/UDP. Каждый сервер RPC, обслуживающий определенный интерфейс, при старте обращается к такому модулю с запросом о выделении ему для работы номера порта из динамически распределяемой области (то есть с номером, большим 1023). Модуль отображения портов выделяет серверу некоторый свободный номер порта и запоминает это отображение в своей таблице, связывая порт с типом интерфейса, поддерживаемым сервером. Клиент RPC, выяснив каким-либо образом сетевой адрес узла, на котором имеется сервер RPC с нужным интерфейсом, предварительно соединяется с модулем отображения портов по хорошо известному порту и запрашивает номер порта искомого сервера. Получив ответ, клиент использует данный номер для отправки сообщений- J вызовов удаленных процедур. Механизм очень похож на механизм, лежащий в основе работы агента связывания, но только область его действия ограничивается портом одного компьютера. | |
Просмотров: 1827 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |