Полезное в сети

Всегда в теме

Статистика


Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендуем



Главная » Статьи » Образовательные » Студентам

Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе

Взаимосвязь налогов и цен

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. По сути, налог является одной из основных частей цены, величина которой зависит от законодательно установленных норм и правил перераспределения составных частей валового общественного продукта.

 Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), в отнесении на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

 Но налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

 Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией "рыночной цены" реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

 Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен

Роль налоговых органов в регулировании цен

Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованной продукции с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

 Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.

 Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

 С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между хозяйствующими субъектами, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

 Налоговому органу необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

 Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

стороны являются взаимозависимыми лицами;

сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;

цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов;

сделка является внешнеторговой.

 Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

 Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

 Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

 Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду.

 Согласно ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

 Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.

 Пример.

 Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

 Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь Предприятие Б владеет акциями ОАО Предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 • 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.

 Товарообменные (бартерные) операции – это операции, совершаемые на основе договоров мены и товарообмена.

 Договор мены регулируется гл. 31 Гражданского кодекса РФ. Понятие "договор товарообмена" не установлено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Указанная операция сложилась на практике и стала своеобразным обычаем делового оборота. Товарообменные операции осуществляются на основании одного договора и не предполагают осуществления между сторонами расчетов. В отличие от договоров мены в договоре на совершение товарообменных операций не указывается точное количество обмениваемого имущества, а цены на это имущество не являются равными. Как правило, на практике предприятия в рамках договора товарообмена уславливаются осуществлять встречные поставки собственной продукции в течение продолжительного периода времени. В связи с этим не считаются товарообменными операциями поставки товаров в рамках договора купли-продажи, поставки, даже если расчеты по ним происходят по взаимозачету, векселями, уступкой права требования и другими подобными способами.

 Внешнеторговые сделки – это сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13.10.95 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп.) под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

 Самым распространенным видом внешнеторговых сделок являются экспортные договоры. Под экспортом в соответствии с вышеназванным Законом понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом к экспорту товаров приравнивается отдельные коммерческие операции без вывоза товара с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. Следовательно, если российская организация заключит с иностранным партнером договор поставки сырья, согласно которому товар за границу не вывозится, а предназначается для переработки на территории РФ с последующим вывозом готовой продукции, то указанная сделка также является внешнеторговой, в связи с чем цена по ней может быть проверена налоговыми органами.


Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж

На практике наибольшие трудности возникают с определением, в каких случаях нужно проверять использование цен на предмет их отклонения от рыночных цен более чем на 20 процентов. Для того чтобы выяснить, могут быть проконтролированы сделки по этому основанию или не могут, необходимо определить уровень применяемых цен.

 После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20 процентов. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20 процентов не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.

 При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:

проверяется, были ли у организации бартерные или внешнеэкономические сделки, 20-процентные отклонения от уровня цен или сделки между взаимозависимыми лицами. Если таких сделок не было, контроль над ценами не проводится, и дальнейшие действия по нижеизложенному алгоритму не производятся. При этом, если проверка все-таки была проведена, собранные при ее проведении данные не могут служить основанием для доначисления налога и пеней;

определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;

определяется отрицательная разница между рыночной стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью, указанной сторонами;

результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20 процентов;

определяется сумма недоплаченного налога с учетом сделанного пересчета;

на сумму недоплаченного налога начисляются пени.

 Пример.

 В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик реализовывал идентичные товары по разным ценам:

 500 единиц товаров – по цене 300 руб.;

 100 единиц товаров – по цене 400 руб.;

 200 единиц товаров – по цене 250 руб.

 Определим уровень применяемых налогоплательщиком цен (среднюю цену реализации товаров):

 Отклонение на 20 процентов от уровня цен составляет 60 руб. (300 руб. х 20% : 100%).

 При реализации товаров за 300 руб. отклонений от уровня цен не было.

 Поэтому эта сделка не может быть проверена налоговым органом.

 При реализации товаров за 250 руб. отклонения от уровня цен не превысили 20 процентов:

300 руб. - 250 руб. = 50 руб.;

50 руб. < 60 руб.

 Поскольку отклонение от уровня применяемых цен не превысило 20 процентов, цена сделки не может быть проверена налоговым органом.

 При реализации товаров за 400 руб. отклонения от уровня цен превысили 20 процентов:

400 руб. - 300 руб. = 100 руб.;

100 руб. > 60 руб.

 Так как цена по данной сделке отклоняется от уровня применяемых цен более чем на 20 процентов, налоговый орган вправе проверить цены, применяемые по этой сделке.

 В ходе проверки было установлено, что рыночная цена на идентичные товары в проверяемом периоде не менялась и составила 500 руб.

В результате были доначислены налоги, исчисление которых зависит от цены реализации:

налог на добавленную стоимость – 10 000 руб. х 20% = 2000 руб.;

налог на пользователей автомобильных дорог – 10 000 руб. х 2,5% = 250 руб.;

налог на содержание жилфонда – 10 000 руб. х 1,5% = 150 руб.;

налог на прибыль – (10 000 руб. - 250 руб. - 150 руб.) х 30% = 2880 руб.

 На сумму недоплаченных налогов начислены также пени.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ доначисление налогов, исходя из рыночных цен, является прерогативой налогового органа. Это значит, что налогоплательщик самостоятельно не корректирует налоговую базу по рыночным ценам.

 Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ, определяющие порядок пересчета цен для целей налогообложения, установлены для налогового органа, а не для организации-налогоплательщика. Поэтому организация исчисляет налог по ценам, указанным в договоре.

Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом

Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

 Рынком товара, согласно данному документу, считается ближайшая по отношению к покупателю (продавцу) территория Российской Федерации или за ее пределами, на которой покупатель может реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар.

 В Налоговом Кодексе не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее "Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен" (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 г., № ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.

 Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.

 Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.

 При определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации. На территории Алтайского края официальным органом (источником), определяющим рыночные цены товаров (продукции) считается Главное управление экономики и инвестиций администрации края.

 Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.

 Для состояния сегодняшней экономической ситуации наиболее оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней. Данное положение не является нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, согласно которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, рассчитанной за 30 дней.

 На соответствующем рынке товаров (работ, услуг) может и не быть сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах для их определения используется метод цены последующей реализации.

 При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Пример

 В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде вся произведенная продукция была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.

 Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.

 Было установлено, что преобладающее общество реализовывало продукцию зависимому по цене 20000 руб. (без учета НДС). Зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40 000 руб. (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10000 руб. По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15 процентов от продажной цены.

 Исчисленная по методу последующей реализации рыночная цена продукции составила:

40 000 руб. - 10 000 руб. - (40 000 руб. х 15% : 100%) = 24 000 руб.

 Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым обществом и принять решение о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.

 При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

 Следует обратить внимание на то, что подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.

 Пример.

 При осуществлении внешнеэкономических сделок на условиях CIF продавец обязан за свой счет произвести страхование реализуемых товаров. Затраты, понесенные на их страхование, включаются в себестоимость в пределах 1 процента от объема реализуемой продукции. Если затраты на страхование превысили этот объем, то они в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются.

 В то же время эти затраты обусловлены необходимостью исполнения договора и были учтены сторонами при определении цены.

 Рыночная цена реализуемых товаров не может быть сформирована затратным методом без их участия. Поэтому затраты на страхование товаров учитываются при определении их рыночной цены даже в том случае, если они не включаются в себестоимость для целей налогообложения.

 Налогоплательщик вправе также по своему желанию своевременно сделать спецрасчет. Заинтересованность налогоплательщика самостоятельно осуществить специальный расчет вызвана тем, что в противном случае с него впоследствии будут взысканы пени. Это не только позволит ему избежать необходимости уплаты пени, но и обосновать собственную позицию по многим вопросам, которые в настоящее время неоднозначно трактуются статьей 40 Налогового кодекса РФ.

 Все вышеперечисленное подтверждает вывод о необходимости иметь в организации высоко квалифицированных специалистов по ценообразованию и более пристального внимания к информационно-методическому обеспечению работы служб маркетинга и ценообразования.

Категория: Студентам | Добавил: Admin (19.04.2012)
Просмотров: 4769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Вход

Гость
  • Вход
  • Регистрация
  • Читаемое

    Заходи не жди