Полезное в сети

Всегда в теме

Статистика


Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендуем



Главная » Статьи » Образовательные » Студентам

Понятие информации и информационных технологий
1.ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкла-дывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообще-ние о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чер-теж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накоп-ленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для челове-ка, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических уст-ройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содер-жит.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую на-грузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увели-чивает информационный объем сообщения.

2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наиболь-шее значение для информатики, это:
1. Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
2. Звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звуко-записывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
3. Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы име-ют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ при-обрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
4. Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобре-ла с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения использу-ется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем сис-темы кодирования (счисления) могут быть раз-ными;
5. Видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.
Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.
С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широко-го распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.
Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазер-ных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние но-сители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера воз-можно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.
Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Ин-тернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспече-ние, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Что можно делать с информацией:
 создавать
 принимать
 комбинировать
 хранить
 передавать
 копировать
 обрабатывать
 искать
 воспринимать
 формализовать
 делить на части
 измерять
 использовать
 распространять
 упрощать
 разрушать
 запоминать
 преобразовывать
 собирать и т. д.
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

3.СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.
С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объек-тивность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Инфор-мация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фикса-ции, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объектив-ную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
 преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
 искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полу-ченная информация может быть полезна.
Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее по-требителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существен-ные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстети-ческой информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных ес-тественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увели-чение, скопление).
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

4. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей дея-тельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техни-ки.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В част-ности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Спецов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Информационные технологии во всём мире всё чаще становятся средствами, используемые человечеством для рас-ширения и развития своих способностей.
Следует заметить: существительное “технология”, выражающее существо данного учебного предмета, ныне столь часто употребляется, что оно практически превратилось в прилагательное, в большей степени связанное с различными предметными областями и средствами. При этом технология – это всегда метод или способ выполнением определённых операций и процессов, связанных с изменением качества или первоначального состояния материала, объекта и т.п. Так например, технология материального производства подразумевает процесс, заключающийся в изготовлении, обработке, изменении состояния, свойств и формы сырья или материала.
Особенностью информационных технологий (ИТ) является то, что они связаны с одним или несколькими информа-ционными процессами: создания, получения (сбора), хранения, обработки, передачи и распространения информации.
Кроме того, они не могут рассматриваться изолированно, вне материальной сферы. Информация является неотъем-лемой и, часто, определяющей компонентой практически всех материальных процессов, инициируемых человеком или в которых он участвует. Такое соотношение материальной и информационной составляющих определяет эффективность ис-пользования информационных технологий, включающих вычислительную компьютерную технику, телекоммуникации, про-граммное и информационное обеспечение, проявляющихся и оцениваемых только в сфере материального производства.
Сбор данных (информации) представляет процесс регистрации, фиксации, записи данных о событиях, объектах (ре-альных и абстрактных), связях, признаках и соответствующих действиях. Более сложным является понятие “сбор информа-ции” – это процесс отбора из различных источников данных, необходимых для решения целевой задачи основной деятельности, их идентификации и представления в форме, необходимой для ввода в ЭВМ, последующего поиска и функциональной обработки.
Обработка данных включает взаимосвязанные операции поиска, выборки, сортировки, слияния, проведения расчё-тов и т. д. Она представляет процесс управления данными, по возможности без учёта смысла, заложенного в эти данные.
Обработка информации представляет процессы переработки данных, реализующие содержательное (функциональ-ное) преобразование информации какого-либо определённого типа (текстовой, цифровой, графической и др.). Причём, за-частую тип данных (как форма существования информации) определяется характером содержания, т. е., обработка информации – это преобразование данных с учётом их содержания.
Хотя информационные технологии в значительной степени ориентированы на решение индустриальных задач, их следует рассматривать не только как инструмент, умножающий возможности человека, но в концептуальном плане, как ме-тодологическую платформу, обладающую универсальными парадигмами, моделями, методами, языками для представления, формализации, моделирования, систематизации, обработки прикладных знаний.
Другая важная особенность ИТ предопределена естественным, особенно для больших систем, требованием надёж-ности и устойчивости их функционирования и развития, а также возможности интеллектуального (человеческого) контроля в условиях большой сложности. Это означает, что сфера информационных технологий распространяется практически на все этапы жизненного цикла различных продуктов и услуг.
Третья особенность – это непосредственное или опосредованное участие человека в технологических процессах. Любой автоматизированный и даже автоматический процесс связан с необходимостью представления (или получения) ин-формации в форме, удобной для человека.

Современные индивиды должны знать возможности применения ИТ в повседневной жизни, а значит и основы ин-форматики с тем, чтобы успешно использовать свои знания при решении личностных и производственных задач.
Структура отрасли:
1. Информатика
2. Программирование
3. Интернет и Всемирная паутина
4. Веб-разработка
5. Управление данными
6. Обработка данных
7. RFID
8. Добыча данных
9. Хранение данных
10. Базы данных
11. Информационная архитектура
12. Информационная безопасность
13. Криптография
14. Системная интеграция
15. Искусственный интеллект

5. НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В связи с этим в последнее время много пишут о «новой информационной технологии». Иногда отмечается, что но-вая информационная технология — это, прежде всего компьютеризированная технология.
Новая информационная технология — информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы поль-зователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Современные мировые тенденции развития информационных технологий свидетельствуют о переходе от совершен-ствования отдельных операций и процедур сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и обработки информации и выдачи ее для использования к комплексной автоматизации информационных процессов.
Укажем некоторые прогнозируемые результаты внедрения новой информационной технологии:

а) сокращение времени, исчисляемого от момента возникновения информации до момента ее потребления;
б) увеличение доли автоматизированных информационных процедур в информационных процессах;
в) усложнение режимов функционирования технических средств информационных систем;
г) накопление и долговременное хранение на технических носителях значительных объемов информации (например, массивы адресного бюро);
д) интенсивная циркуляция информации между компонентами информационных систем, в т. ч. территориально рас-пределенными;
е) комплексная обработка всех видов документальной и фактографической информации, необходимой для решения совокупности предметных задач организации;
ж) рост стоимости ресурсов информационных систем;
з) непосредственный и одновременный доступ к информационным ресурсам большого числа пользователей;
и) снижение непосредственного участия пользователя в информационном процессе;
к) приближение пользователя к вычислительным информационным ресурсам;
л) комфортность работы с информацией и др.

Высокие технологии - это технологии качественного изменения состава, характера, методов решаемых задач, технологии эволюции, а не функционирования.

Пример. Обычная ("старая") технология вычислений ставит основную цель - найти решение задачи за приемлемое время и стоимость. Новая технология использования математических компьютерных пакетов ставит новую цель - найти решение достаточно быстро, точно и экономично. Высокая технология распределенных, квантовых вычислений ставит цель - найти решение задачи, не решаемой (труднорешаемой) обычными технологиями.

В узком понимании, новая информационная технология - использование вычислительной техники и систем связи для созда-ния, сбора, передачи, хранения, обработки информации; она - часть информационного бизнеса.

Любая технология базируется на научно-теоретическом, инженерно-техническом, программном обеспечении. Само по себе это ядро еще не образует технологию. Для этого оно должно быть интегрировано и поддерживаемо сетевыми пространст-венно-временными, оранизационно-людскими связями и отношениями. Должна быть система, сеть поддержки технологиче-ских отношений (TSN).

Пример. TSN системы дистанционного обучения состоит из инфраструктуры - компьютерных сетей, протоколов их взаимо-действия и т.д. Хаб (маршрутизатор) - элемент этой системы, но он управляется своим программным обеспечением (напри-мер, программа переключения), своим электрическим обеспечением. Хаб сам по себе - не технология. Программа Word - сама по себе не технология (хотя ее часто называют технологией подготовки и редактирования документов), а элемент тех-нологии, определяемой как MS Office - технологии автоматизированого, компьютеризованного делопроизводства, автоматизации работ в офисе.

Традиционная (классическая) информационная технология, как правило, строится на базе хорошо формализуемых, структурируемых интеллектуальных процедур. Новая информационная технология, как правило, строится на основе плохо формализованных и структурированных интеллектуальных процедур.

Цивилизация возможна только при наличии информации, информационных потоков и обменов в обществе.

Информация делает народы человечеством.

Сначала информационные технологии использовались, из-за их сложности, уникальности и дороговизны, только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования, распространения и удешевления, информаци-онные технологии проникли в разные отрасли и стали развивать их и развиваться сами, что привело к развитию потребно-стей общества.

Новые информационные технологии бывают следующих базовых типов:
когнитивные технологии, направленные большей частью на получение, хранение и актуализацию знаний, принятие интел-лектуальных решений;
инструментальные технологии, направленные большей частью на использование в качестве инструментария, среды для построения других технологий и для обслуживания их;
прикладные технологии, направленные большей частью на решение проблем некоторой проблемной области (или областей);
коммуникативные технологии, направленные большей частью на решение проблем связи, коммуникаций, общения.

Отметим, что такое деление - весьма условное - и технология может с успехом быть и прикладной, и когнитивной, и инстру-ментальной, и коммуникативной.
Категория: Студентам | Добавил: Iron (01.08.2012)
Просмотров: 16334 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Вход

Гость
  • Вход
  • Регистрация
  • Читаемое

    Заходи не жди