Главная » 2013 Январь 4 » eScan: «Ахиллесова пята» системы GPS
06:45 eScan: «Ахиллесова пята» системы GPS | |
eScan: «Ахиллесова пята» системы GPS GPS-приёмники всё
чаще становятся элементами сложных систем, включающих многофункциональное
программное обеспечение, различные каналы связи и форматы данных. Системный
фактор позволяет улучшить характеристики GPS-аппаратуры, однако несёт и риски
появления новых уязвимостей. Классифицировать новые типы уязвимостей GPS и оценить
масштаб связанных с ними угроз удалось исследователям из Университета
Карнеги-Меллон и компании Coherent Navigation. В своей статье "GPS
Software Attacks” они обратили внимание, что GPS-приёмники, зачастую
воспринимаемые как аппаратные устройства, представляют собой комплексные
компьютерные системы, в которых, помимо аппаратного, есть и программное
обеспечение. И доля их программной компоненты растёт. Современный GPS-приёмник встроен в сложные компьютерные
комплексы, и циркулирующая в них информация способна, при наличии злого умысла,
нарушить его работу. Авторы рассмотрели и классифицировали возможные типы
целевых деструктивных воздействий на компьютерные GPS-системы, выделив три
основных вида атак: • атаки на
уровне данных; • атаки на
программное обеспечение GPS-приёмника; • атаки на
GPS-зависимые системы. Используя относительно простую аппаратно-программную
систему, собранную из доступных на рынке и недорогостоящих элементов,
специалисты провели несколько новых концептуальных атак на GPS-устройства. При
этом, в частности, использовались следующие приёмы: • фальсификация
эфемерид – регулярно обновляемых наборов данных о текущих орбитальных
параметрах GPS-спутников; • передача
некорректной информации о текущей дате; • намеренная
рассинхронизация шкал времени; • атака на
системное программное обеспечение устройства (вторжение, повышение привилегий в
системе); • дезориентирующее
искажение сигнала – псевдослучайного кода (спуфинг). Новые методы атак прошли практическую апробацию на серийно
выпускаемой пользовательской GPS-аппаратуре различных классов (на приёмниках и
их модулях, а также на источниках сигнала). Атаки производились, главным
образом, через принимающую антенну с использованием уязвимостей в программах
анализа сигнала GPS, а также в ОС. Каждое из семи исследованных устройств было
уязвимо как минимум к двум видам атак. «До сегодняшнего дня широко известны были лишь такие виды
атак на GPS, как заглушка сигнала и спуфинг, то есть атаки непосредственно на
сигнал, а не на сами принимающие устройства, – комментируют эксперты eScan в
России и странах СНГ. – Конечно, были изучены и атаки через уязвимости
геоинформационных систем, использующих данные GPS, однако этот вид нападений
нельзя назвать атаками непосредственно на GPS. Не стоит забывать и об
использовании функционала GPS во вредоносных программах для осуществления
"геонаправленных" атак. В ходе таких атак вредоносное ПО действует
нацеленно - лишь в определенном регионе или районе». «Данное исследование рассматривает GPS-инфраструктуру как
сложную компьютерную систему, включающую разнообразное программное обеспечение
и сети связи, работающие по разным протоколам, - добавляют эксперты eScan. –
Такой подход даёт более полную картину состояния защищенности, чем традиционное
отношение к GPS как к исключительно аппаратной системе». Эксперты eScan в России и странах СНГ попросили высказать
свою точку зрения специалистов в области ГИС из группы «Неогеография». «В ходе
данного исследования, во-первых, практически показана возможность не только
временного, но и окончательного выведения из строя существующих моделей
приёмников посредством только лишь манипуляций с передаваемой информацией. Это
достаточно интересный вывод, требующий глубокого осмысления и немедленных практических
действий. Во-вторых, – продолжают специалисты, – продемонстрирована особая
опасность новых видов атак на инфраструктуры оперативного управления,
построенные на базе GPS-систем – например, на аэродромные. Можно представить,
какими последствиями обернётся, к примеру, увод злоумышленником самолёта,
производящего посадку в сложных метеоусловиях, всего лишь на считанные метры от
верного курса. Компьютеризированность современных спутниковых навигационных
систем – это их «Ахиллесова пята», и достойный ответ новым угрозам нам ещё
только предстоит найти». Источник: iXBT | |
|
Всего комментариев: 0 | |